Ларс и Херриет Энарсон: Голгофа – Когда, Где и Как?

ЧАСТЬ 3images

«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился Кифе, потом двенадцати» (1Кор.15:1-5)

То, что Мессия умер за наши грехи «по Писанию» является основанием евангелия. Мы будем продолжать рассматривать вопрос: где же умер Иешуа?

Во второй части мы упоминали о том, что ни одно из мест, которые традиционно считаются местами смерти Иешуа: ни Церковь гроба Господня, ни Голгофа Гордона — не соответствуют истинному месту Его смерти «по Писаниям». Мы привели четыре причины, по которым следует полагать, что распятие произошло не в этих местах, а на Елеонской горе.

1. Иоанна 1:29. Иешуа был исполнением предписаний Торы о жертвоприношениях. Каждое жертвоприношение всегда совершалось «пред Господом», для того, чтобы быть принятым Им. «Пред Господом», означает на восток от Святого Святых.

2. Евреям 9:13-14; 13:10-12 и Числа19:4. Бейт ха Дешен, место, где жертва за грех и приносимая в жертву рыжая телица сжигались до пепла, находилось на Елеонской горе. Естественно, что этих жертвенных животных не несли через весь Иерусалим в западную или северную часть города, в место, что находилось бы «позади Господа».

3. Числа 1:2 и Исход 38:26. Слово Голгофа происходит от еврейского слова голголес, что означает «место исчисления», место, где каждый из израильского народа был исчисляем «поголовно», посредством принесения специального храмового налога. В соответствии Езекииль 43:21 это место (мифкад) находилось рядом с Бейт ха Дешен на Елеонской горе. Народ также всегда исчислялся пред Господом.

4. Матфея 27:50-54 и Луки 23:45-47. Только лишь с Елеонской горы можно было увидеть то, что происходило в Храме, когда огромная толстая храмовая завеса была разорвана сверху донизу.

В этой части мы продолжим рассматривать факты из Писаний относящиеся к месту, где умер Иешуа, а также рассмотрим некоторые исторические данные, указывающие на то, что Елеонская гора была местом, где находилась Голгофа.

Больше доказательств

Мы уже смотрели ранее в Евреям 13:12, где говориться о том, что место смерти Иешуа находилось за пределами Иерусалима. В Иоанна 19:19-20 мы снова читаем о том, что Он умер «недалеко от города».

«Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски»

В греческом тексте этого отрывка фактически не сказано, что Иешуа был распят «недалеко от города», а подобно как и в русском сказано «недалеко от места в городе». Что же это значит «место в городе»? В Иоанна 11:47-48 мы видим, что «местом» называли Иерусалимский Храм. «Тогда первосвященники и фарисеи собрали совет и говорили: что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него, и придут Римляне и овладеют и местом нашим и народом». В некоторых переводах Библии, например, в этом стихе после слова «место» следует сноска или примечание, говорящее «Храм». В Деяниях 6:13-14 мы также видим, что тоже самое слово применяется по отношению к Храму. «И представили ложных свидетелей, которые говорили: этот человек не перестает говорить хульные слова на святое место сие и на закон. Ибо мы слышали, как он говорил, что Иисус Назорей разрушит место сие и переменит обычаи, которые передал нам Моисей».

Храм был расположен в восточной части древнего Иерусалима, где сегодня находиться храмовая гора. Если Иешуа был распят за городом, но недалеко от Храма, это значит, Он должен был умереть на восток от города на Елеонской горе. Только будучи на Елеонской горе можно находиться за пределами города, но близко к Храму. Церковь гроба Господня и Голгофа Гордона действительно расположены близко от города, но весьма далеко от «места в городе». Они находятся фактически на расстоянии длинной во весь город от «места», т.е территории, где был расположен Храм.

Давайте посмотрим на еще один отрывок из Писаний, рассказывающий нам о месте, где был похоронен Иешуа. В Иоанна 19:41-42 мы читаем о том, что место распятия и место захоронения Иешуа находились близко друг от друга. «На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко»

Исаия 53:9 говорит, «Ему назначали гроб со злодеями, но Он погребен у богатого». Когда Иешуа умер, Он был погребен у богатого. Иосиф Аримафеянин, который похоронил Иешуа в своем собственном гробу, был богатым человеком. «Когда же настал вечер, пришел богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса; он, придя к Пилату, просил тела Иисусова. Тогда Пилат приказал отдать тело; и, взяв тело, Иосиф обвил его чистою плащаницею и положил его в новом своем гробе, который высек он в скале; и, привалив большой камень к двери гроба, удалился». (Матфея 27:57-60)

В Марка 15:43 мы читаем, что Иосиф Аримафеянин был не просто богатым человеком, но также и членом Синедриона. «Пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова».

Каждый, кто знаком с иудейской верой знает, что праведный состоятельный еврей, вероятнее всего пожелает приобрести место для своей могилы именно на Елеонской горе. И до сегодняшнего дня, неизменно именно Елеонская гора является местом номер один, где каждый еврей, который имеет достаточно денег, хотел быть бы похоронен. В соответствии иудейским верованиям, если ты похоронен именно там, ты будешь «первый в очереди» на воскресение в тот момент, когда Мессия ступит на Елеонскую гору.

В Матфея 27:60 сказано, что гроб Иосифа был новым. Из исторических источников известно, что примерно во времена земного служения Иешуа, много новых гробов было высечено в скалах на южной окраине Елеонской горы. Вероятно, это именно то, что Иешуа и имел в виду, когда произносил в Храме слова из Матфея 23:27. Можно легко представить иллюстрацию к этим словам, вообразив новую, красиво выкрашенную в белый цвет гробницу: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты». Окрашивание гробниц в белый цвет служило двум целям: сделать их яркими и заметными, чтобы люди по случайности не сделались нечистыми от прикосновения к мертвому, и также, чтобы сделать их красивее на вид.

Даже если это все не является абсолютным прямым доказательством, как минимум это также указывает на то, что Елеонская гора и есть наиболее вероятное место смерти и погребения Иешуа, в контексте пророчества о том, что Мессия будет погребен у богатого. А Иосиф из Аримафеи был праведным и также богатым иудеем. И для него, как для члена Синедриона, было естественным предпочтением высечь для себя гробницу на Елеонской горе.

Место римских казней через распятие

Помимо фактов, что нам открывают Писания, есть также немало информации из исторических источников, рассказывающая нам о римском пути казни преступников через распятие. Николас Коккинос в своей книге «Загадка Иисуса Галилеянина» основываясь на римских и греческих исторических источниках утверждает, что римляне руководствовались тремя принципами при выборе места для распятия преступников.

На месте преступления

На месте ареста

На возвышенном месте или/и пересечении дорог

Основной причиной для таких принципов, было то, что римляне стремились сделать казнь максимально доступной для обозрения, и вызвать страх, который подавит и остановит людей от попыток повторить содеянное против государства преступление. По той же причине, римляне помещали над казненным таблицу, на которой было написано какое преступление тот совершил, о чем мы и читаем в Иоанна 19:19-20,

«Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский. Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски»

Что же могло считаться местом преступления Иешуа при обвинении в таком преступлении, в котором обвинили Его? Это очень легко обнаружить. Мы читаем в Луки 19:37-38, «А когда Он приблизился к спуску с горы Елеонской, все множество учеников начало в радости велегласно славить Бога за все чудеса, какие видели они, говоря: благословен Царь, грядущий во имя Господне! мир на небесах и слава в вышних!» Елеонская гора и была местом этого «преступления». Именно здесь Он принял прославления толпы, превозносящей Его как царя.

Начальники священнические сказали Пилату: «Если отпустишь Его, ты не друг кесарю; всякий, делающий себя царем, противник кесарю!» (Ин.19:12) Если Пилату пришлось выбирать место за переделами города, которое могло бы быть местом преступления Иешуа, как того, кто сделал себя царем, то он естественно выбрал Елеонскую гору. И если мы читаем в Писаниях о чем-либо, что Иешуа делал за пределами Иерусалима, то место где Он совершал это, была именно Елеонская гора, и в Евангелиях нет ничего, что указывает на Его деяния за пределами города еще где-либо, кроме как на восток от города — на Елеонской горе. И именно там Он был прославлен как царь.

В случае, если место преступления не подходило для распятия, следующим преоритетом для выбора места казни становилось место ареста преступника. Где был взят Иешуа? В Гефсиманском саду на Елеонской горе! «И, воспев, пошли на гору Елеонскую. …Потом приходит с ними Иисус на место, называемое Гефсимания, и говорит ученикам: посидите тут, пока Я пойду, помолюсь там» (Мтф. 26:30,36)

В-третьих, римляне выбрали бы возвышенное место, которое было бы открыто для обозрения как можно большего количества людей и предпочли бы, чтобы оно находилось рядом с многолюдными путями. Нет более подходящего к этим характеристикам места, чем Елеонская гора. Несомненно, это было возвышенным местом, а рядом проходила самая известная дорога в Иерусалим, которая была в тот момент наполнена путниками, идущими в город на великий праздник, как мы и читаем в Иоанна 19:20. «Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски» Также мы читаем в Матфея 27:39, что это было место, рядом с которым проходили люди: «Проходящие же злословили Его, кивая головами своими».

И, наконец, мы рассмотрим четвертый возможный сценарий действий, который также указывает на Елеонскую гору. Мы читаем в Иоанна:19.

«Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим… Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря. Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели» (Ин 19:6-7, 15-16)

Здесь описано, что Пилат сказал первосвященникам и служителям распять Иешуа. Пилат знал, что Иешуа был невероятно популярен среди народа, и естественно он искал пути избежать ответственности за Его смерть. Здесь говорится, что Пилат предал Его первосвященникам и служителям на распятие, и они взяли Его и повели. Если право выбрать место для распятия было у них, то единственное место, куда бы они могли взять и повести Иешуа, это на восток от Храма, за пределы города на Елеонскую гору. По причине того, что Иешуа был обвиняем в богохульстве, Он должен был быть предан смерти «пред Господом», чтобы снять вину с земли. Об этом мы читаем в Числах 25:4,

«И сказал Господь Моисею: возьми всех начальников народа и повесь их Господу перед солнцем [в других переводах «пред Господом, на открытом солнце»], и отвратится от Израиля ярость гнева Господня»

Елеонская гора в традициях ранней церкви

И наконец, вопрос. А есть ли что-либо, о чем говорят христианские исторические документы или традиции, что указывает на то, Елеонская гора является местом, где Иешуа умер? Да, конечно есть. Даже если Константин в 326 году через свою мать Елену официально постановил, что Церковь гроба Господня является местом распятия и воскресения Христа, тем не менее, имеются исторические записи, указывающие, что этим местом была Елеонская гора.

Евсевий Кесарийский, наиболее известный из историков ранней церкви, упоминал в своих записках только лишь два места, которые посещали христиане паломники на Святой Земле до времени Константина. Это был Вифлеем и Елеонская гора.[1] Вот, что Евсевий писал об Елеонской горе:

«Верующие во Христа собирались от всех частей света, не так как в древние времена, по причине славы Иерусалима, но… чтобы могли они совершить поклонение на Елеонской горе, что напротив города, куда слава Господня и перешла после того, как оставила она древний город»[2]

Ни слова не сказано о другом месте на запад от Храмовой горы, где со временем была построена Церковь гроба. Но, по словам Евсевия, христиане со всех частей света приходили именно на Елеонскую гору.

Позже в другой книге, написанной уже после того как Константин стал императором, историк писал, что открытая Еленой «истинная Голгофа» была «не соответствующей ожиданиям».[3] Нам необходимо помнить, что Евсевий, который большинство своей жизни провел в Кесарии, был очень осведомлен в вопросах истории Святой Земли. Причиной его удивления был факт, что никогда никто из христиан паломников не посещал до 326 года выбранное Еленой место. По словам историка, вместо этого паломники посещали некое особое место, высеченное в скале на Елеонской горе, и там совершали поклонение. Доктор Джон Уилкинсон также упоминает эту скалу в его книге «Иерусалим, который знал Иисус – археологическое пособие к Евангелиям».

Вот почему Евсевий написал что «открытие» царицы Елены было «не соответствующим ожиданиям». Евсевий был личным капелланом Константина и наверняка за такие смелые слова мог бы лишиться головы. До того, как Константин стал императором, Евсевий писал, что Екклесия (церковь) Божья «был рождена на Елеонской горе»[4] и что именно там ее духовный центр был учрежден после разрушения Иерусалима в 70 веке. Он назвал Елеонскую гору Новым Сионом.

Приведем также некоторую интересную информацию оставленную христианским паломником, известным под именем Паломник Бордо (Bordeaux), который пришел в Иерусалим в 333 году во время, когда Церковь гроба Господня начинала строиться. В записях его путевого дневника он упомянул, что посетил небольшой каменистый холм на вершине Елеонской горы. К удивлению историков исследователей, изучавших эти дневники, в них говорилось, что преображение Христово произошло там. Это было, конечно же, ошибочно. Но, причина такой ошибки паломника является интересной. На латинском языке слово, обозначающее преображение — это transfigurare (трансфигураре), в то время, как латинское слово, обозначающее распятие — это transfigure (трансфигуре) . Дорогой паломник явно просто перепутал два настолько похожих друг на друга слова.[5] Есть много причин полагать, что именно transfigure — распятие, а не transfigurare — преображение, произошло на этом месте Елеонской горы. Также, причиной его ошибки могло быть и то, что местные христиане начали путать эти два факта после того, как королева Елена посетила Иерусалим, и император Константин начал строительство Церкви гроба Господня.

Вот также цитата еще одного христианского паломника, называемого Брат Феликс Фабри, который посетил Иерусалим и Елеонскую гору в 1484 году. В еврейской традиции эта гора известна, как Гора света. Фабри писал в своем дневнике, что одна из причин, по которой гору так называли, был большой костер, что зажигался тамсвященниками для совершения всесожжений рыжей телицы.[6] И как мы и рассматривали ранее, это было местом, где и умер Иешуа, в соответствии написанному в послании к Евреям.

Вывод

В следующей части мы будем рассматривать вопрос о том, как именно умер Иешуа. До сих пор мы рассматривали то, как христианская традиция, уклонившись от Писаний, исказила и спутала как время, так и место, где принял смерть за наши грехи Господь Иешуа. Страстная пятница, День пасхального воскресения, Церковь гроба, Виа Долороса и так далее и тому подобное – все это лишь человеческие традиции, противоречащие Писаниям и вере «однажды переданной святым».

Эти ложные человеческие традиции затмевают истинное свидетельство Отца о Его Сыне. Пришло время восстановления истины о Мессии, данной нам Писаниями, для того, чтобы Агнец Божий, который берет на себя грех мира, был явлен Израилю.

«Проходите, проходите в ворота, приготовляйте путь народу! Ровняйте, ровняйте дорогу, убирайте камни, поднимите знамя для народов! Вот, Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет Спаситель твой; награда Его с Ним и воздаяние Его пред Ним» (Ис. 62:10-11)

В четвертой части этой серии учений о Голгофе мы рассмотрим что говорят нам Писания о том, как именно умер Иешуа за грехи человечества.

Читать: Голгофа – где, когда и как? Часть 4

-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-=-

1 Это было написано в 303 году, до того, как царица Елена «открыла» место смерти и воскресения Иисуса.
2 Eusebius, Demonstratio Evangelica, Bk VI. Ch. 18
3 Евсевий, Жизнь Константина, 3:28
4 Тот же источник.
5 Эрнест Л. Мартин, Секреты Голгофы, Объединение Библейских знаний, Portland, OR, 1996
6 Рукописи палестинских паломников, часть VII, стр. 495-499.

Оставьте комментарий